Pharus Статьи Разработка программного обеспечения на заказ: BPM-системы для эффективного управления предприятием

8 (499) 391-2128 |

Разработка программного обеспечения на заказ: BPM-системы для эффективного управления предприятием

Автор: А. Грянко

Дата публикации: 5 июня 2014 г.

Каждый руководитель компании любой величины постоянно стремится повышать эффективность её работы. Один из важнейших и самых первых шагов для достижения этой цели — совершенствование системы управления компанией. И здесь, как водится, всё не так просто.

Чтобы по-настоящему усовершенствовать систему управления ресурсами и работой предприятия в целом, не подойдёт единожды кем-то выпущенное «коробочное» предложение — как минимум, этот шаблон необходимо дорабатывать на месте. И, как ни странно, во многих случаях намного эффективнее разработка программного обеспечения на заказ с нуля, чем внедрение общего решения без учёта специфики рынка и прочих особенностей бизнеса клиента.

Создание программного обеспечения: Business Process Management

BPM (Business Process Management) — концепция управления предприятиями, по которой бизнес-процессы рассматриваются в виде ресурсов организации. Для управления предприятием на основе данной концепции применяется особый класс программного обеспечения — BPM-системы. С их помощью можно выполнять анализ бизнес-процессов, составлять их графические схемы и совершенствовать процесс работы на основе полученных данных. Также с помощью BPM-систем можно выявить слабые места в деятельности компании, в том числе отстающие от других подразделения.

Главное отличие BPM-систем от других корпоративных систем, использующих процессный подход (CRM, ERP), — более быстрая отдача при небольших трудозатратах на этапе внедрения. Для менеджеров они хороши простотой контроля ситуации в компании, для рядовых сотрудников — чётким разделением зон ответственности, для клиентов — более быстрым оказанием услуг или предоставлением товаров. Но чтобы пользоваться этими преимуществами BPM-систем с полной отдачей, необходима заказная разработка данного ПО, поскольку только индивидуальное создание программного обеспечения может решить все специфические задачи предприятия на всех уровнях.

Функциональность BPM-систем постоянно расширяется, в него добавляется всё лучшее от ведущих программных продуктов в сфере автоматизации деятельности предприятий. Разумеется, единого шаблона для всех компаний попросту не существует: и попытка внедрить «общее место» в разработке ПО часто заканчивается фиаско. Кроме того, большинство BPM-систем можно интегрировать в корпоративные системы управления, тем самым значительно упростив их внедрение в рабочие процессы компании.

Выгодные отличия разработки программного обеспечения на заказ на примере BPM-систем

  • Большинство корпоративных систем управления (например, ERP-системы) содержат встроенный универсальный набор функций, которые настраиваются под конкретное предприятие с помощью различных опций. Одно из важнейших преимуществ BPM-систем в данном случае — направленность на уникальные процессы организации без привязки к имеющейся референтной модели. Разумеется, эффективнее всего этого достигнуть при заказной разработке ПО, а не внедрении общих шаблонных решений.
  • Возможность интеграции BPM-систем с другим программным обеспечением (разработанным на заказ или «коробочным») позволяет создавать гибкие модели бизнес-процессов. Достигается это за счёт применения SOA — сервис-ориентированной архитектуры. Это ставит BPM-системы на ступень выше CASE-средств, в основном сфокусированных на решении узкого круга задач.

Примерная структура BPM-системы

BPM-системы направлены на управление потоками работ, данными и взаимодействиями систем с сотрудниками компании. Для обеспечения эффективного управления, создаваемое на заказ программное обеспечение в раках BPM-системы должно включать в себя следующие компоненты:

  • программные средства для моделирования бизнес-процессов;
  • компоненты для создания правил;
  • модули для формирования инфраструктуры и внедрения её в бизнес-процесс;
  • система управления потоками работ (Workflow);
  • репозиторий, предназначенный для выполнения моделей бизнес-процессов;
  • модуль анализа работ и составления отчётов.

Внедрение заказного ПО: особенности BPM-системы

Запуск разработанного на заказ программного обеспечения или локализация «коробочной» BPM-системы включает 4 основных этапа:

Проектирование — разработка графических моделей бизнес-процессов и их анализ, разработка пользовательских интерфейсов, определение бизнес-правил.

Реализация — созданная система интегрируется с имеющимися информационными системами, корректируется или заново проектируется пользовательский интерфейс, запускаются разработанные бизнес-правила.

Проверка — работа с системой в режиме реального времени, определение исключений из бизнес-правил, ввод необходимых обратных связей.

Оптимизация — анализ работы системы, определение слабых и проблемных мест, обнаружение возможных несостыковок с другими информационными системами. На данном этапе также могут вноситься изменения в сам бизнес-процесс компании, если это необходимо.

Выбирая BPM-систему для своей компании, старайтесь как можно полнее учитывать требования бизнес-процессов предприятия. Чем меньше будет несоответствий, тем быстрее и эффективнее произойдёт запуск системы. Но будьте готовы и к изменению процесса работы — BPM-системы постоянно развиваются и требуют того же от предприятий.

Для эффективного внедрения BPM-системы важна готовность сразу на нескольких уровнях — как внутри компании к возможно глубоким изменениям бизнес-процессов, так и разработчиков программного обеспечения к детальной подгонке продукта под конкретные задачи и проблемы. В компании «Pharus» об успешном опыте разработки программного обеспечения на заказ и грамотного ведения продукта, включая техническую поддержку и выпуск новых релизов свидетельствует не только портфолио, но и вполне конкретные отзывы клиентов. Звоните, пишите, задавайте вопросы и оставляйте заявки на нашем сайте.